ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ
► В каком возрасте дети более готовы к включению в учебный процесс?
Исследования психологической готовности к школьному обучению детей 6—7-летнего возраста показывают, что более готовы к включению в учебный процесс 7-летние дети. Их привлекают занятия, которые специфичны именно для школы: уроки грамматики и счета. У шестилеток основной интерес вызывают уроки чтения, рисования, ритмики, занятия физкультурой и трудом.
► Каковы особенности первых месяцев обучения ребенка в школе?
Сложность учебной деятельности и необычность переживаний часто вызывают тормозную реакцию у подвижных и возбужденных детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных. Это происходит в результате смены условий жизни и деятельности.
Меняется содержание жизни детей. Дошкольники много гуляли, играли, рисовали, лепили. Содержание же школьной жизни очень однообразно. Ученики должны ежедневно готовиться к урокам, выполнять школьные правила, следить за наличием письменных принадлежностей.
Совершенно по-новому складываются отношения с учителями. Для ребенка, посещавшего детский сад, воспитательница была самым близким человеком после мамы, ее «заместителем» в течение целого дня. Понятно, что отношения с ней отличались большей свободой, серьезностью и интимностью, чем с учителем. Нужно время, чтобы между учащимися и педагогом установились деловые и доверительные отношения.
Очень резко меняется и положение самого ребенка. В детском саду в подготовительной группе дети были старшими, часто помогали взрослым и чувствовали себя большими. Попав в школу, дети оказались самыми маленькими и потеряли занятую в детском саду позицию. Это осложняет приспособление учеников к новым условиям.
Внимание учеников на этом этапе отличается узостью и неустойчивостью. Ребенок всецело прикован к тому, что делает учитель, и не замечает ничего вокруг. Вместе с тем, увлекшись выполнением задания, он может иногда отойти от поставленной цели, делать что захочется. Всякое случайно возникшее желание или посторонний раздражитель быстро отвлекают ребенка. Например, увидев красивый карандаш, первоклассник может подняться, пройти по классу и взять его. Дети в этот период быстро поддаются внушению, не проявляют собственной активности».
Перечисленные особенности обнаруживаются не у всех детей в одинаковой мере. Это зависит от индивидуальных качеств.